1. Главная
  2. Популярное на сайте
  3. Ответы на часто задаваемые

Ответы на часто задаваемые вопросы

О понятии персональных данных
Договор и согласие
Осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных
Общие вопросы законодательства о персональных данных
Применение Закона ”О защите персональных данных“ в отношении иностранных организаций
Об обучении в Центре
Трудовые отношения
Обработка персональных данных в сфере образования
Обработка персональных данных в сфере здравоохранения

Об обучении в центре

Где можно узнать о программах и графике обучения в Национальном центре защиты персональных данных?

На сайте Центра появился интерактивный график обучения, где при  выборе учебной программы на календаре отображаются даты начала курсов повышения квалификации и онлайн-семинаров.

Заявки на обучение подаются на pk@cpd.by

Подробности по тел. 367-02-46367-02-44, 367-02-29.

Где можно пройти курсы повышения квалификации по технической защите государственных секретов?

В Национальном центре защиты персональных данных реализуется уникальная учебная программа ПК «Техническая защита государственных секретов» (ТЗГС).

Для кого?

Для сотрудников подразделений по защите госсекретов и работников государственных органов и иных организаций, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов.

Что в программе?

  • Защита государственных секретов
  • Анализ технических каналов утечки информации
  • Выявление угроз доступа к информации и специальных воздействий на нее в информационных и телекоммуникационных системах
  • Средства и система мероприятий, необходимые для обеспечения ТЗГС
  • Аттестация объектов информатизации
  • Реализация режимных мер при обеспечении ТЗГС
  • Обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов

Продолжительность обучения: 36 академических часов (5 учебных дней).

Стоимость: 700Br

Подробности на cpd.by в разделе «Повышение квалификации».

Что изучают слушатели Центра в рамках курса “Защита персональных данных”?
  • Предмет регулирования и систему законодательства о персональных данных (ПД).
  • Подробно и с практическими примерами разбирают меры по обеспечению защиты ПД физлиц.
  • В рамках практических занятий учатся выбирать правовое основание обработки ПД в различных ситуациях, а также грамотно составлять согласие на их обработку, когда это необходимо.
  • Получают первичные знания по технической и криптографической защите информации.
  • Решают задачи по обработке ПД в трудовой сфере, учатся на чужих ошибках, разбирая кейсы с типичными нарушениями, дискутируют на круглом столе с руководством нашего Центра.

По итогам обучения слушатели получают свидетельство о повышении квалификации и сертификат об освоении учебной программы.

С содержанием всех учебных программ можно познакомиться на нашем сайте в разделе «Повышение квалификации».

Продолжительность обучения: 38 академических часов (5 дней).
Стоимость обучения: 580 белорусских рублей.

Кто ОБЯЗАН проходить обучение в Национальном центре защиты персональных данных Республики Беларусь, а также представлять информацию о количестве лиц, которым необходимо пройти обучение в Центре?

Категории обучаемых в Национальном центре защиты персональных данных лиц определены приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 12 ноября 2021 г. № 194 ”Об обучении по вопросам защиты персональных данных“ . Это лица, ответственные за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, выполняющие эти функции:

  • в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;
  • в страховых организациях;
  • у операторов электросвязи (за исключением индивидуальных предпринимателей);
  • в республиканской и территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
  • в Белорусской нотариальной палате, областных (Минской городской) нотариальных палатах;
  • в риэлтерских организациях;
  • в организациях здравоохранения;
  • в местных исполнительных и распорядительных органах (за исключением сельских (поселковых) исполнительных комитетов), их структурных подразделениях с правами юридического лица;
  • у операторов (уполномоченных лиц), организующих и (или) осуществляющих обработку персональных данных не менее 10 тыс. физических лиц, за исключением персональных данных работников этих операторов (уполномоченных лиц) в процессе осуществления трудовой (служебной) деятельности;
  • в организациях, осуществляющих гостиничное обслуживание;
  • в организациях, осуществляющих туристическую деятельность;
  • в организациях, оказывающих услуги по содействию в трудоустройстве;
  • в организациях, осуществляющих обработку биометрических и (или) генетических персональных данных.

Именно указанные субъекты обязаны предоставлять в Национальный центр защиты персональных данных информацию в соответствии с частью второй подпункта 3.3 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 28 октября 2021 г. № 422 ”О мерах по совершенствованию защиты персональных данных“.

В Национальном центре защиты персональных данных также могут обучаться лица, непосредственно осуществляющие обработку персональных данных в организациях, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 приказа Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 12 ноября 2021 г. № 194, а также иные лица. В случае заинтересованности обучения таких лиц оператор (уполномоченное лицо) обеспечивает представление Национальному центру защиты персональных данных ежегодно до 15 ноября информации об их количестве. Вопрос об обучении данных лиц будет рассматриваться Национальным центром защиты персональных данных исходя из приоритета обязательного обучения отдельных категорий и имеющихся организационных возможностей.

Где могут проходить обучение лица, ответственные за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, а также лица, непосредственно осуществляющие обработку персональных данных в организациях, не указанных в приказе Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 12 ноября 2021 г. № 194 ”Об обучении по вопросам защиты персональных данных“?

В соответствии с абзацами четвертым – шестым части первой подпункта 3.3 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 28 октября 2021 г. № 422 такие лица могут пройти обучение:

  • в учреждениях образования, а также в иных организациях, которым предоставлено право реализации образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов;
  • в других организациях по образовательной программе обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов);
  • у оператора (уполномоченного лица), то есть непосредственно в организации, путем изучения требований в области защиты персональных данных и проверки знаний по вопросам защиты персональных данных (в форме собеседования, опроса, тестирования и других формах контроля знаний).

Осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных

Законом Республики Беларусь ”О защите персональных данных“ предусмотрено в качестве обязательной меры при обработке персональных данных назначение структурного подразделения или лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных (далее – лицо, ответственное за осуществление внутреннего контроля). Для чего это вообще нужно?

Наличие в любой организации множества бизнес-процессов, связанных с использованием персональных данных, различных целей и правовых оснований обработки персональных данных, круга лиц, которые имеют доступ к таким данным, обусловливают сложность повседневного контроля в этой сфере и нередко приводят к различного рода нарушениям. При этом многие нарушения обусловлены незнанием или ошибочным представлением о возможных (допустимых) пределах использования персональных данных, неосведомленностью о положениях законодательства о персональных данных.

Поэтому необходим действенный механизм обеспечения соблюдения Закона и недопущения претензий как со стороны уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, иных государственных органов, так и со стороны субъектов персональных данных, предотвращения репутационных потерь организации вследствие несоблюдения законодательства.

Его важнейшим элементом призван стать предусмотренный Законом институт внутреннего контроля за соблюдением законодательства о персональных данных. повышению эффективности данного института должен способствовать и предусмотренный в законодательстве о персональных данных специальный порядок обучения лиц, уполномоченных на осуществление внутреннего контроля.

В связи с изложенным не допустим формальный подход к назначению ответственного за осуществление внутреннего контроля и созданию условий для обеспечения его деятельности.

Варианты назначения лица, ответственного за внутренний контроль

Назначение лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля, может быть реализовано следующим образом:

  • освобожденный работник (структурное подразделение) – целесообразно в случае масштабной обработки персональных данных (особенно, если цель организации – извлечение прибыли);
  • возложение дополнительных функций на одного из работников организации. При этом для такого лица обработка персональных данных не должна быть основным видом деятельности, что призвано исключить потенциальный конфликт интересов. В связи с этим следует исключить назначение ответственного за осуществление внутреннего контроля из числа руководителей организации (их заместителей), а также структурных подразделений или работников, основные функции которых связаны с обработкой большого объема персональных данных (например, кадровые и бухгалтерские службы, структурные подразделения по обращениям граждан и т.п.). Кроме того, у назначенного работника должна быть объективная возможность выполнять соответствующие функции с учетом уже имеющихся должностных обязанностей;
  • возложение дополнительных функций на двух работников: на одного (например, юрисконсульт) – в части организационных и правовых мер, на другого (например, специалист по информационной безопасности) – в части мер по технической и криптографической защите персональных данных. При таком варианте требуется четкое распределение функций между указанными лицами, исключение противоречий в их деятельности. При этом, как и в предыдущем варианте, у назначенного работника должна быть объективная возможность выполнять соответствующие функции с учетом уже имеющихся должностных обязанностей.

Представляется нецелесообразным возложение соответствующих функций исключительно на ответственного за обеспечение защиты информации или инженера (программиста, системного администратора, специалиста по информационной безопасности и т.п.).

Не соответствует цели введения рассматриваемого института практика тех организаций, в которых лица, ответственные за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, назначаются в каждом структурном подразделении. Это приводит к сложностям при их взаимодействии, конкуренции, возможности появления различных подходов по реализации законодательства о персональных данных в различных подразделениях. Кроме того, это может приводить к конфликту интересов, а также потребовать дополнительных временных и финансовых затрат на обучение таких лиц (например, на базе Национального центра защиты персональных данных).

Влияет ли назначение лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля, на вопрос о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о персональных данных?

Важно обратить внимание, что в связи с назначением ответственного за осуществление внутреннего контроля ни оператор, ни уполномоченное лицо, ни работники организации, непосредственно осуществляющие обработку персональных данных, не освобождаются от ответственности, предусмотренной законодательными актами, за допущенные ими нарушения.

Если уполномоченное лицо привлекло для обработки персональных данных другое лицо (субуполномоченное), нужно ли оператору заключать договор с субуполномоченным лицом?

Нет, не нужно.

Факт привлечения уполномоченным лицом субуполномоченного лица не меняет статуса уполномоченного лица на оператора, поскольку общий контроль над обработкой остается за первоначальным оператором.

Закон о защите персональных данных не устанавливает запрета на привлечение уполномоченным лицом иных лиц (субуполномоченных лиц) для выполнения порученной ему работы, сопровождающейся обработкой персональных данных.

Важно обеспечить соблюдение следующих правил:

  • возможность (невозможность) привлечения субуполномоченного лица, а также условия, на которых оно может (или не может) быть привлечено (например, недопустимость привлечения к обработке персональных данных субуполномоченных лиц с территории государств с ненадлежащим уровнем защиты прав субъектов персональных данных) должны быть предусмотрены в договоре между оператором и уполномоченным лицом;
  • договор между уполномоченным и субуполномоченным лицами должен содержать положения, обеспечивающие уровень защиты персональных данных, эквивалентный условиям договора между оператором и уполномоченным лицом;
  • при наличии информации о привлечении уполномоченным лицом субуполномоченного лица, такие сведения целесообразно отразить в Политике оператора.

Следует учитывать, что оператор несет ответственность за любые случаи ”утечки“ персональных данных, допущенные уполномоченным (субуполномоченным) лицом на территории иностранного государства.

Обязательные меры по обеспечению защиты персональных данных: перечень уполномоченных лиц

Одной из мер по обеспечению защиты персональных данных, предусмотренной подпунктом 3.5 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 28 октября 2021 г. ”О мерах по совершенствованию защиты персональных данных“, является установление и поддержание в актуальном состоянии перечня уполномоченных лиц, если обработка персональных данных осуществляется такими лицами.

Оператору необходимо соблюдать требования статьи 7 Закона о защите персональных данных при поручении обработки персональных данных уполномоченному лицу, в частности, заключать отдельный договор или включать в действующие договоры изменения, касающиеся поручения обработки персональных данных.

Поскольку оператор несет ответственность перед субъектом персональных данных за действия уполномоченного лица, в качестве таких лиц могут привлекаться только те организации, которые предоставляют надлежащие гарантии выполнения законодательства о персональных данных, в том числе осуществляющие меры по обеспечению защиты персональных данных, предусмотренные статьей 17 Закона о защите персональных данных.

Ведение данного перечня необходимо для того, чтобы надлежащим образом наладить взаимодействие с аутсорсинговыми организациями, которым поручена обработка персональных данных, своевременно вносить изменения в договоры, заключенные с такими организациями, обновлять информацию о них в документах, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных.

Общие вопросы законодательства о персональных данных

Я занимаюсь репетиторством. Являюсь ли я оператором в соответствии с Законом при обработке персональных данных моих учеников?

Физическое лицо признается оператором в случаях, когда такое лицо осуществляет обработку персональных данных в связи со своей деятельностью в качестве:

  • индивидуального предпринимателя;
  • лица, осуществляющего деятельность, направленную на получение прибыли, но не имеющего статуса ИП, например, ремесленник, адвокат, нотариус, репетитор, логопед, лица, оказывающие услуги в сфере агроэкотуризма или иные виды деятельности, которые не относятся к предпринимательской деятельности в соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Я увидела свои персональные данные на сайте одной компании, а согласие на это не давала. Что делать для их удаления?

Следует обратиться к владельцу интернет-сайта с заявлением об удалении своих персональных данных.

Такое заявление надо направить  в письменной форме или в виде электронного документа. В нем необходимо указать:

  • ФИО,
  • адрес места жительства,
  • дату рождения,
  • требование об удалении персональных данных,
  • личную подпись или электронную цифровую подпись.

Ваше заявление должно быть рассмотрено оператором в 15-дневный срок после его получения.

В случае игнорирования требований или нарушения срока рассмотрения такого заявления Вы вправе обратиться в Национальный центр защиты персональных данных с жалобой.

Что такое биометрические персональные данные и есть ли особенности их обработки?

Биометрическими ПД является информация, характеризующая физиологические и биологические особенности человека, которая используется для его уникальной идентификации.

Например:

  • отпечатки пальцев рук
  • отпечатки ладоней
  • радужная оболочка глаза
  • характеристики лица
  • изображение лица и другое.

Особенностью обработки биометрических ПД является осуществление оператором уникальной идентификации субъекта ПД путем сопоставления с помощью технических средств отпечатка пальца/ видеоизображения/ фотоизображения с образом (образцом отпечатка пальца, видео или фото субъекта ПД), который хранится в информационном ресурсе оператора.

Биометрические ПД являются специальными ПД и подлежат особой охране при их обработке оператором согласно Закону о защите персональных данных (п. 3 ст. 8).

Был в организации, вносил жалобу в «Книгу замечаний и предложений» и обратил внимание, что в ней уже много записей, в том числе содержащих персональные данные (ПД) иных лиц, с которыми я спокойно мог ознакомиться. Должна ли организация ограничить просмотр внесённых иными лицами записей?

Организации при предъявлении  книги замечаний и  предложений  обязаны обеспечить нераспространение  ПД предыдущих заявителей, содержащихся в данной книге, приняв для этого все необходимые меры.

Одним из способов по  нераспространению ПД предыдущих заявителей может быть закрытие их записей (например, бумагой) с оставлением для  заявителя только страницы книги, предназначенной для внесения его  замечаний и предложений.

Я являюсь членом садового товарищества (СТ) и за определенный период у меня накопилась небольшая задолженность. Руководитель СТ вывесил списки должников товарищества, где были и мои персональные данные. Имеет ли он право размещать информацию о должниках для всеобщего обозрения?

Распространение персональных данных (ПД)  граждан в связи с задолженностью по платежам СТ не относится к случаям, когда получение согласия на обработку ПД не требуется. Соответственно их распространение без согласия субъекта ПД является нарушением пункта 3 статьи 4 Закона о Защите персональных данных.

Вы вправе требовать от оператора прекращения обработки своих ПД, для этого Вам необходимо  подать оператору заявление в установленном  порядке (статья 14 Закона).

Поэтому Вам следует обратиться в СТ с требованием об удалении Ваших персональных данных, размещенных публично.

Одновременно с этим Вы вправе инициировать начало  административного процесса по статье 23.7 ”Нарушение законодательства о защите персональных данных“ КоАП.

Также, если СТ не удовлетворит Ваше требование, Вы можете направить жалобу в Центр.

Каким нормативным документом регулируется необходимость размещения на сайте всплывающего сообщения для пользователей по согласию или не согласию в отношении обработки куки файлов? Обязательно ли это делать на Интернет-ресурсе организации?

Специализированного правового регулирования обработки куки файлов в законодательстве нет. При этом с учетом определения персональных данных в Законе «О защите персональных данных» как любой информации, относящейся к идентифицированному физическому лицу или физическому лицу, которое может быть идентифицировано, куки файлы относятся к персональным данным.

При обработке куки файлов необходимо соблюдение требований статей 4, 5 и 17 Закона.

Я направил в госорган обращение. Мне пришел ответ, где было сказано, что мой вопрос изучен, в том числе путем получения необходимой информации в других инстанциях. Правильно ли это? Ведь запрашиваемая информация содержала, в том числе мои персональные данные.

Да, требования законодательства соблюдены.

Обязанность государственного органа, равно как и любой другой организации, индивидуального предпринимателя, принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений установлена статьей 9 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Поэтому для выполнения этой обязанности согласие заявителя на обработку персональных данных, необходимых для рассмотрения его обращения, не требуется в силу абзаца двадцатого статьи 6 Закона Республики Беларусь «О защите персональных данных».

Ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь ”О защите персональных данных“ лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, установленных настоящим Законом, подлежит возмещению. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

За нарушение законодательства о защите персональных данных, незаконные действия в отношении персональных данных, несоблюдение мер обеспечения их защиты установлена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Дисциплинарная ответственность:

Статья 47 ТК (с 29.06.2021)
Трудовой договор с работником может быть прекращен в случаях нарушения им порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных.

Кроме того, за нарушение должностных обязанностей в сфере обработки персональных данных может наступать также дисциплинарная ответственность и другие меры ответственности, предусмотренные Трудовым кодексом.

Административная ответственность:

Статья 23.7 КоАП (с 01.03.2021)

Нарушение законодательства о защите персональных данных

  1. Умышленные незаконные сбор, обработка, хранение или предоставление персональных данных физического лица либо нарушение его прав, связанных с обработкой персональных данных, –влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.
  2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, – влекут наложение штрафа в размере от четырех до ста базовых величин.
  3. Умышленное незаконное распространение персональных данных физических лиц – влечет наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин.
  4. Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных физических лиц – влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое – от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Протоколы об административных правонарушениях по статье 23.7 КоАП имеют право составлять уполномоченные должностные лица органов внутренних дел, дела рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда.

Уголовная ответственность:

Статья 203-1 УК (с 19.06.2021)

Незаконные действия в отношении информации о частной жизни и персональных данных

  1. Умышленные незаконные сбор, предоставление информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

    Важно!!!!

    Уголовная ответственность по части первой статьи 203-1 УК возможна при наличии выраженного в установленном уголовно-процессуальным законом порядке требования лица, пострадавшего от преступления.

  2. Умышленное незаконное распространение информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия, повлекшее причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

Статья 203-2 УК (с 19.06.2021)

Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных

Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных лицом, осуществляющим обработку персональных данных, повлекшее по неосторожности их распространение и причинение тяжких последствий,- наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до одного года.

Важно!!!!
Национальный центр защиты персональных данных не уполномочен на привлечение к ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных.

О праве субъекта персональных данных получать от оператора информацию о предоставлении своих персональных данных третьим лицам

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З ”О защите персональных данных“ (далее – Закон) субъект персональных данных вправе получать от оператора информацию о предоставлении своих персональных данных третьим лицам один раз в календарный год бесплатно, если иное не предусмотрено Законом и иными законодательными актами.

Предоставление такой информации субъекту персональных данных направлено на обеспечение понимания им пределов и характера обработки персональных данных и является необходимым компонентом реализации принципа прозрачности обработки персональных данных (пункт 6 статьи 4 Закона). Кроме того, получение этой информации обеспечивает возможность эффективной реализации прав субъектов персональных данных, в том числе права требовать прекращения обработки персональных данных.

В ходе осуществления контрольной деятельности Национальный центр защиты персональных данных столкнулся с проблемой неоднозначного понимания случаев, когда оператор должен предоставлять субъекту персональных данных информацию о предоставлении персональных данных третьим лицам, а также ее объема.

Согласно пункту 3 статьи 12 Закона информация о предоставлении персональных данных конкретного субъекта третьим лицам может не предоставляться в случаях, предусмотренных этим пунктом и пунктом 3 статьи 11 Закона. Таким образом, информация о предоставлении персональных данных субъекта персональных данных третьим лицам может не предоставляться:

1) если обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об исполнительном производстве, при осуществлении правосудия и организации деятельности судов общей юрисдикции;

2) если персональные данные могут быть получены любым лицом посредством направления запроса в порядке, установленном законодательством, либо доступа к информационному ресурсу (системе) в глобальной компьютерной сети Интернет;

3) если обработка персональных данных осуществляется:

в соответствии с законодательством о государственной статистике;

в соответствии с законодательством в области национальной безопасности, об обороне, о борьбе с коррупцией, о борьбе с терроризмом и противодействии экстремизму, о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, о Государственной границе Республики Беларусь;

в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством;

по вопросам ведения криминалистических учетов;

4) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Наибольшие сложности вызывает определение иных случаев, предусмотренных законодательными актами, как оснований для непредоставления запрашиваемой информации.

Наряду со случаями, когда в законодательном акте прямо предусмотрено, что информация о предоставлении персональных данных конкретного субъекта третьим лицам может не предоставляться, под иными случаями, в которых информирование субъекта персональных данных не производится, следует также понимать ситуации, когда в законодательном акте напрямую предусмотрено обязательство (обязанность) предоставления персональных данных с определенной периодичностью (без поступления соответствующих запросов).

Примеры.

а) В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З ”О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь“ организация, являющаяся плательщиком обязательных страховых взносов, обязана представлять в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты установленные законодательством сведения и отчетность, обеспечивать своевременность выплаты пособий в счет начисленных обязательных страховых взносов.

б) Согласно статье 10 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З ”О бухгалтерском учете и отчетности“ организация, обязанная вести бухгалтерский учет и составлять отчетность, оформляет каждую хозяйственную операцию первичным учетным документом с указанием всех необходимых сведений, включая должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

в) В соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 418-З ”О регистре населения“ государственные организации, вносящие персональные данные в регистр, в пределах своей компетенции обеспечивают внесение в регистр достоверных персональных данных, их актуализацию. При этом статьей 13 этого Закона предусмотрено, что внесение персональных данных в регистр осуществляется непрерывно в режиме реального времени через систему каналов связи в хронологическом порядке.

Данные ситуации следует отличать от случаев, когда оператор предоставляет персональные данные конкретных субъектов персональных данных по запросам государственных органов или иных организаций при реализации в конкретных ситуациях их полномочий, предусмотренных законодательными актами. Операторам необходимо вести учет таких фактов предоставления персональных данных третьим лицам.

Примеры.

а) В соответствии с абзацем вторым статьи 81Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ организации, индивидуальные предприниматели имеют право запрашивать в установленном порядке документы и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях.

б) Пунктом 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 ”О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь“, предусмотрено, что контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества.

Право на получение информации о предоставлении своих персональных данных третьим лицам может быть реализовано субъектом персональных данных:

один раз в календарный год (то есть один раз в период с 1 января по 31 декабря текущего года).

Пример.

Субъект персональных данных получил от оператора информацию о предоставлении его персональных данных третьим лицам 15 августа 2022 г. Таким образом, в 2022 году он реализовал свое право, предусмотренное статьей 12 Закона и, соответственно, не может требовать от оператора предоставления ему в течение 2022 года обновленной информации. Такое право может быть реализовано им не ранее 1 января 2023 г.;

бесплатно.

Пример.

Субъект персональных данных получил от оператора информацию о предоставлении его персональных данных третьим лицам бесплатно 15 августа 2022 г. Таким образом, в 2022 году он реализовал свое право, предусмотренное статьей 12 Закона и, соответственно, не может требовать от оператора предоставления ему в течение 2022 года обновленной информации на платной основе.

Законодательными актами могут быть предусмотрены иные условия предоставления информации, например:

возможность получения соответствующей информации с иной периодичностью;

возможность получения такой информации только на платной основе;

возможность получения информации однократно бесплатно, а в дальнейшем без ограничений на платной основе.

Пример.

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 441-З ”О кредитных историях“ субъекту кредитной истории кредитный отчет, в том числе в части сведений о запросах пользователей кредитной истории (банков, государственных органов и др.), предоставляется по его заявлению на получение кредитного отчета без уплаты вознаграждения один раз в течение календарного года и неограниченное количество раз в течение календарного года за вознаграждение.

Что касается объема предоставляемой субъекту персональных данных информации, то в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона при получении от субъекта персональных данных соответствующего заявления оператор обязан предоставить ему информацию о том, какие персональные данные этого субъекта и кому предоставлялись в течение года, предшествовавшего дате подачи заявления. При этом указанию подлежат конкретные данные (например, фамилия, собственное имя, отчество; адрес места жительства; сведения о заработной плате за период с… по… и т.п.), а также конкретные организации, которым такие данные предоставлялись.

При наличии однотипных случаев предоставления информации субъект персональных данных может быть проинформирован об этом без указания перечня конкретных дат, но с указанием на период и (или) периодичность такой передачи (например, 2 раза в ноябре текущего года; 3 раза в период с… по… и т.п.).

На время предоставления услуги (проката коньков в ледовом дворце) просят оставить паспорт. Правомерно ли это?

В соответствии с пунктом 40 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590, предметы проката могут выдаваться потребителям под поручительство и (или) залог в установленном исполнителем порядке в соответствии с требованиями законодательства. В качестве залога не может быть использован документ, удостоверяющий личность потребителя, свидетельство о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь.

Таким образом, использование в качестве залога документа, удостоверяющего личность, законодательством запрещено. Принятие такого документа в залог влечет административную ответственность в виде  штрафа в размере от двух до шести базовых величин (часть 2 статьи 24.34 КоАП).

При реализации прав потребителей оператор требует приложение к соответствующему заявлению копии документа, удостоверяющего личность? Согласуется ли данное требование с положениями законодательства о персональных данных?

Нет.

Принимая во внимание объем персональных данных, содержащихся в документе, удостоверяющем личность, как правило, изготовление и хранение операторами копии этого документа влекут избыточную обработку персональных данных по отношению к заявленным целям (например, фотоизображения, сведений о гражданстве, сроке действия документа, удостоверяющего личность, дате и месте рождения и т.п.), что нарушает требования статьи 4 Закона о защите персональных данных.

В этой связи изготовление копии документа, удостоверяющего личность, и приобщение его к соответствующему заявлению может иметь место только в случае, если это прямо предусмотрено законодательным актом или актом законодательства, принятым в его развитие.

Поскольку законодательством о защите прав потребителей не предусмотрено представление копии документа, удостоверяющего личность, при реализации прав, требование о приложении ее к заявлению не согласуется с Законом о защите персональных данных.

Я являюсь самозанятым. Осуществляю фото- и видеосъемку свадеб и иных семейных событий. Распространяются ли на меня обязанности оператора и требования по принятию обязательных мер по защите персональных данных в соответствии с Законом о защите персональных данных?

Да. Несмотря на то, что фото- и видеоматериалы используются заказчиками услуг для личных целей, для лица, осуществляющего съемку, такая деятельность является профессиональной.

Следовательно, обработка персональных данных заказчиков этим самозанятым лицом должна осуществляться в соответствии с положениями Закона о защите персональных данных, а само это лицо в данном случае является оператором и несет обязанности по обеспечению защиты персональных данных, предусмотренные законодательством о персональных данных.

Применение закона "О защите персональных данных" в отношении иностранных организаций

Распространяется ли действие Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З ”О защите персональных данных“ (далее – Закон) на иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь?

Закон не содержит специальных положений, определяющих его действие в пространстве и по кругу лиц. В этой связи подлежат применению общие положения законодательства Республики Беларусь о нормативных правовых актах.

С учетом статьи 67 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З ”О нормативных правовых актах“ требования Закона не распространяются на обработку персональных данных иностранной организацией за пределами Республики Беларусь. Однако действие Закона распространяется на иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Беларусь через представительства, открытые в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, в части деятельности такого представительства.

Признается ли иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Республики Беларусь через представительство, оператором в соответствии с Законом?

Принимая во внимание то, что представительство иностранной организации не является самостоятельным юридическим лицом, а выступает в качестве обособленного подразделения иностранной организации, действует от имени и в интересах оператора, оператором, исходя из положений Закона, признается сама иностранная организация.

Необходимо ли иностранной организации, осуществляющей свою деятельность на территории Республики Беларусь, назначать ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных?

Назначение оператором структурного подразделения или лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, отнесено Законом к числу обязательных мер по обеспечению защиты персональных данных. При этом в целях эффективного выполнения оператором обязанностей, возложенных на него Законом, а также учитывая, что обработка персональных данных на территории Республики Беларусь будет осуществляться непосредственно представительством иностранной организации, целесообразным видится назначение структурного подразделения или лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, именно в представительстве иностранной организации.

Будет ли иметь место трансграничная передача персональных данных в случае, если иностранная организация, расположенная за пределами Республики Беларусь, обрабатывает персональные данные, полученные от своего представительства в Республике Беларусь?

Исходя из положений Закона, ключевым критерием трансграничной передачи персональных данных является факт ее перемещения на территорию иностранного государства.

В случае передачи персональных данных иностранной организации, расположенной за пределами Республики Беларусь, ее представительством имеет место трансграничная передача, которая должна осуществляться представительством иностранной организации в соответствии со статьей 9 Закона.

Организация (оператор), являющаяся резидентом Республики Беларусь, при обработке персональных данных использует зарубежные программные продукты, применяемые также ее иностранным партнером, осуществляющим от имени этой организации или в ее интересах обработку персональных данных ее работников и клиентов, а также хранит эти персональные данные в облачных хранилищах данных и (или) на серверах, размещенных за пределами Республики Беларусь. Необходимо ли такой белорусской организации заключать в соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З ”О защите персональных данных“ (далее – Закон) договоры поручения с иностранной организацией с учетом того, что действие этого Закона на них не распространяется?

Исходя из содержания Закона и статуса в отношениях, связанных с обработкой персональных данных, такая иностранная организация является уполномоченным лицом.

Поручение оператором уполномоченному лицу обработки персональных данных осуществляется на основании заключаемого между ними договора, акта законодательства либо решения государственного органа.

В этой связи при отсутствии акта законодательства или решения государственного органа отношения между оператором и уполномоченным лицом по поводу обработки персональных данных должны закрепляться договором.

В соответствии со статьей 7 Закона в таком договоре должны быть определены:

цели обработки персональных данных;

перечень действий, которые будут совершаться с персональными данными уполномоченным лицом;

обязанности по соблюдению конфиденциальности персональных данных;

меры по обеспечению защиты персональных данных в соответствии со статьей 17 Закона, включая осуществление технической и криптографической защиты персональных данных.

При этом оператор, оставаясь ответственным перед субъектом персональных данных за действия уполномоченного лица, должен иметь возможность, при необходимости, подтвердить принятие уполномоченным лицом мер по обеспечению защиты персональных данных.

Понятие персональных данных

Что можно отнести к персональным данным?

В соответствии с Законом персональные данные – любая информация, относящаяся к идентифицированному физическому лицу или физическому лицу, которое может быть идентифицировано.

Закон не предусматривает ограничений или требований к носителям информации для признания такой информации персональными данными. Таким образом, форма представления информации значения не имеет. Это может быть текстовая информация на бумажном или электронном носителе, фотоизображение, видеозапись и др.

Кроме того, информация, составляющая персональные данные, охватывает как объективные данные (например, имя, возраст, место работы), так и субъективные мнения или оценки (например, уровень платежеспособности, результаты аттестации нанимателем работника)[1].

Прежде всего, для признания информации персональными данными необходимо, чтобы эта информация «относилась» к лицу. Этот признак призван ограничить всеобъемлющий характер определения персональных данных.

Информация относится к лицу, когда эта информация:

  • о каком-то лице (например, фото лица, история его болезни, обстоятельства рождения, место работы и др.);
  • не о самом лице, но она может быть использована для его оценки или влияния на поведение, реализации его прав и обязанностей (например, сведения GPS, определяющие место нахождения транспортного средств, могут быть использованы для оценки маршрута водителя, история звонков с рабочего телефона – для оценки использования средств связи нанимателя работником в личных целях).

Рассматриваемый признак исключает отнесение к персональным данным информации, когда такая информация является случайной по отношению к цели ее обработки и не может оказать влияния на субъекта персональных данных. Например, случайное изображение на фотографии, иллюстрирующей открытие нового магазина, транспортных средств с различимыми номерами. В данном случае целью обработки является не оценка владельца транспортного средства или оказание на него определенного влияния. Соответственно такие данные не должны признаваться персональными данными.

Иная ситуация, когда на специальном интернет-ресурсе размещаются фотографии автомобилей с различимыми номерами, которые демонстрируют нарушение автовладельцами правил дорожного движения (так называемые «доски позора»). Целью размещения таких фото как раз и является привлечение внимания к допущенному нарушению, оказание влияния на лицо в целях недопущения последующих нарушений. Кроме того, соответствующие данные могут использоваться и правоохранительными органами для привлечения владельца транспортного средства к ответственности. Поэтому в этом случае размещение фотографии транспортного средства следует рассматривать как обработку персональных данных.

При решении вопроса о том, относится ли информация к конкретному лицу, следует учитывать различные обстоятельства, в том числе:

  • содержание информации;
  • цель обработки;
  • возможное влияние обработки на конкретного субъекта.

Но не вся информация, которая касается лица или может оказать на него влияние, будет считаться персональными данными, а лишь та, на основании которой лицо идентифицировано или может быть идентифицировано.

[1] Article 29 Working Party Opinion 4/2007 on the concept of personal data // 01248/07/EN, WP136, 20.06.2007. P. 6.

Какое физическое лицо считается идентифицированным?

Идентифицированным является лицо, личность которого известна, которое однозначно выделено среди других лиц (мы на него указали, к нему можно обратиться, мы уже контактировали с данным лицом, знаем его и др.).

Наиболее распространенным вариантом такой ситуации на сегодняшний день является указание ФИО лица в совокупности с другими данными, которые однозначно выделяют лицо среди других лиц. Например, Ковалев Михаил Александрович, который приходил на личный прием 15.02.2022 в 10.30 по вопросу незаконной перепланировки жилого помещения, или Ковалев Михаил, который проживает по адресу г. Минск, ул. Руссиянова, 3-24.

Но даже если мы не знаем ФИО лица, то информация о нем может относиться к персональным данным как информация о физическом лице, которое может быть идентифицировано.

В чем отличие понятий: физическое лицо, которое может быть идентифицировано, и физическое лицо, которое может быть прямо или косвенно определено?

Физическое лицо, которое может быть идентифицировано, – физическое лицо, которое может быть прямо или косвенно определено, в частности через фамилию, собственное имя, отчество, дату рождения, идентификационный номер либо через один или несколько признаков, характерных для его физической, психологической, умственной, экономической, культурной или социальной идентичности.

Данная формулировка Закона предусматривает отнесение к персональным данным информации о лице, которое может быть:

  • прямо определено;
  • косвенно определено.

Физическое лицо, которое может быть прямо определено, – это лицо – личность которого можно установить на основании той информации, которую мы рассматриваем, без использования дополнительных сведений.

Например, заведующий кафедрой криминалистики юридического факультета БГУ, менеджер ООО «Астра» и номер его телефона, одинокий пенсионер, проживающий по адресу, ул. Никифорова, д.18, кв.47, лучший бомбардир футбольного клуба «Минск» в 2020-2021 г., электрик Сергей Валерьевич из ЖЭС-110 и др.

Физическое лицо, которое может быть косвенно определено – это лицо, личность которого нельзя установить на основании той информации, которую мы рассматриваем, но это можно сделать путем объединения такой информации с иными сведениями, которыми мы располагаем или которые могут быть получены из других источников.

Так, поскольку в большинстве случаев имя и фамилия не являются уникальными (например, фамилия и имя Михаил Ковалев могут носить несколько десятков или даже сотен человек), то для определения конкретного лица может потребоваться получение дополнительной информации, например, даты и места рождения, информации о месте работы, учебы, месте жительства. И наоборот, знание места работы (например, юрисконсульт такой-то организации) зачастую недостаточно для идентификации лица, если соответствующих работников в организации несколько и может потребоваться дополнительная информация (например, имя).

Когда мы говорим о возможности получения дополнительной информации, речь идет о легальной возможности, а не о незаконных «пробивах» по базам или других «серых» схемах. При этом для признания сведений персональными реальная идентификация не требуется. Достаточно самой возможности идентификации. Кроме того, если идентификация лица зависит от объединения нескольких блоков информации, каждый из таких блоков в отдельности должен рассматриваться как персональные данные.

Закон предусматривает ряд идентификаторов, наличие которых может свидетельствовать о возможности прямого или косвенного определения лица:

  • ФИО;
  • дата рождения;
  • идентификационный номер;
  • один или несколько признаков, характерных для его физической, психологической, умственной, экономической, культурной или социальной идентичности.

Так, например, к признакам, характерным для физической идентичности, могут относиться пол, рост, вес, цвет волос, состояние здоровья (например, дефект речи, инвалидность, фотографии, звукозаписи голосов и др.). Об экономической идентичности может свидетельствовать владение транспортным средством, объектами недвижимости, уровень заработной платы, номер кредитной карточки и др.). Социальная идентичность может характеризоваться посредством ссылок на вероисповедание, национальность, политические взгляды, социальные связи, высказывания и комментарии, сексуальная ориентация.

Это не полный перечень соответствующих идентификаторов. Можно выделить и дополнительные сведения, которые используются для прямого или косвенного определения лица:

  • номер телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты;
  • номер паспорта и дата его выдачи;
  • история посещения сайтов, поисковые запросы;
  • IP-адрес, идентификатор файла cookie и др.

Важно учитывать, что вопрос об отнесении сведений к персональным данным должен решаться лишь в отношении конкретной ситуации. Информация, которая позволяет идентифицировать человека в одном контексте, может не идентифицировать человека в другом контексте. Так, например, имя Михаил Ковалев является весьма распространенным. Таких данных вполне достаточно для идентификации лица в небольшом коллективе, например, классе или даже в школе, но явно недостаточно для идентификации лица среди всего населения города или страны.

На то, можно ли идентифицировать человека с помощью конкретной информации, в значительной степени будет влиять, кто владеет информацией и имеет к ней доступ. Когда информация публикуется публично, доступ к ней может получить кто угодно в мире. Это может затруднить определение того, к какой дополнительной информации люди могут иметь доступ и какие у них могут быть мотивы для идентификации человека.

Является ли адрес электронной почты персональными данными?

Адреса электронной почты может быть достаточно, чтобы идентифицировать кого-то, когда в электронном адресе отражаются данные о лице (ФИО, дата рождения, место работы и др.) (например, Kovalev12.10.1983@cpd.by). В этом случае обработка такой информации, когда она «привязана» к лицу, является обработкой персональных данных.
В других ситуациях информация в электронном адресе лишь теоретически может быть связана с лицом и у субъекта может не быть реальных законных рычагов получения информации с целью идентификации лица. В таком случае данные не могут признаваться персональными. Например, info@cpd.by, 1237@gmail.com.

Можно ли отнести номер мобильного телефона к персональным данным?

Что касается номера мобильного телефона, то данная информация имеет специфику по сравнению с иными персональными данными, обусловленную возможностью связаться непосредственно с субъектом независимо от его желания. Такая возможность может использоваться не только для выяснения личности такого лица, но и в иных целях (оказания влияния на принятие решений (например, участвовать в голосовании и голосовать определенным образом), рассылки рекламных или иных нежелательных сообщений. Это может причинять беспокойство, вызывать раздражение, недовольство попытками завладеть вниманием лица.
Как следствие, даже не зная конкретного лица (например, не владея информацией о его ФИО лица и местоположении), которому принадлежит номер телефона, оператор может стремиться использовать данные способы связи для оказания влияния на него. Это может заставить субъекта изменить контактные данные или поменять оператора, по вине которого произошло нарушение его прав. Кроме того, неправомерное использование контактных данных может нарушить интересы третьих лиц, например, семьи субъекта.
В этой связи, если обработка номера телефона может иметь воздействие на лицо, причинять ему беспокойство и др., то такую обработку следует рассматривать как обработку персональных данных. Это позволяет делать внешние коммуникации ожидаемыми и предсказуемыми.

VIN-номер транспортного средства является персональными данными?

Много вопросов вызывает на практике и отнесение к персональным данным VIN-номера. Сейчас довольно распространена практика использования VIN-номера транспортного средства для проверки его истории (наличие аварий и др.). Использование такой информации имеет прямое влияние на владельца транспортного средства, когда покупатель откажется от сделки после проверки истории машины, то есть эта информация «относится» к лицу. При этом во многих случаях существуют легальные возможности «связать» транспортное средство с его владельцем. Подобные сведения содержатся в реестре движимого имущества, обремененного залогом, доступ к которому может получить любой желающий при условии внесения платы. Кроме того, широко распространена практика указания VIN-номера в объявлениях о продаже транспортных средств, где наряду с VIN-номером отражается информация о продавце и его контактные данные – номер телефона и (или) электронной почты. Таким образом, обработка VIN-номера в подобном случае должна рассматриваться как обработка персональных данных.

Трудовые отношения

Может ли наниматель изготовить и хранить копии свидетельства о рождении ребенка и свидетельства о заключении брака для назначения пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет? Необходимо ли получать согласие иных лиц, чьи персональные данные (ПД) содержатся в таких документах?

Учитывая, что указанные документы включены в перечень документов/сведений, представляемых для осуществления административной процедуры, наниматель вправе изготовить их копии и хранить в течение установленного законодательством срока.

При этом обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта ПД и иных лиц на основании абзаца двадцать первого статьи 6 Закона.

Нужно ли получать согласие на использование личного номера мобильного телефона в трудовых отношениях?

В трудовых отношениях нередко возникают ситуации, когда работник пользуется личным мобильным телефоном для связи с клиентом (например, курьер в интернет-магазине и т.д.).

В таких случаях при использовании личного мобильного телефона работника наниматель должен получить у него согласие, которое должно соответствовать требованиям статьи 5 Закона о защите персональных данных.

В ситуации, когда наниматель получил отказ от работника, нанимателю необходимо предусмотреть альтернативный вариант, например, предоставив ему корпоративный номер мобильного телефона.

Необходимо ли получать от работников обязательство о неразглашении персональных данных?

Законом Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З ”О защите персональных данных“ понятие ”разглашение персональных данных“, равно как и подписание работниками обязательства о неразглашении персональных данных не предусмотрены.

Трудовым кодексом установлена дисциплинарная ответственность за нарушение работником порядка обработки персональных данных. В этой связи привлечение работника к такой ответственности не связано с наличием (отсутствием) рассматриваемого обязательства.

Обязанность соблюдения законодательства о персональных данных и принятых в соответствии с ним локальных правовых актов оператора целесообразно закрепить в должностных инструкциях работников.

Таким образом, получение от работников обязательства о неразглашении персональных данных не требуется и приведет к появлению дополнительного, не основанного на законодательстве документа, содержащего персональные данные работника.

Требуется ли получать согласие работников при заключении договора добровольного страхования медицинских расходов?

При заключении договора добровольного страхования медицинских расходов между юридическим лицом (в отношении своих работников) и страховой организацией каждая из этих сторон обрабатывает персональные данные работников в собственных интересах (для собственных целей) и является самостоятельным оператором. Соответственно, каждый оператор должен иметь правовые основания для такой обработки.

Если добровольное страхование медицинских расходов предусмотрено коллективным договором, обработка персональных данных, которая необходима для выполнения нанимателем обязанностей, предусмотренных коллективным договором, осуществляется без согласия субъектов персональных данных на основании абзаца восьмого статьи 6 Закона.

В случае если коллективный договор отсутствует или не предусматривает положений о добровольном страховании медицинских расходов, правовым основанием для предоставления юридическим лицом персональных данных своих работников страховой организации в целях заключения договора добровольного страхования медицинских расходов может служить согласие на обработку персональных данных либо заявление работника (абзац шестнадцатый статьи 6 Закона).

Правовым основанием для обработки персональных данных застрахованных лиц страховой организацией для целей исполнения договора добровольного страхования медицинских расходов, заключенного между страховой организацией и юридическим лицом, выступает абзац двадцатый статьи 6 Закона (в отношении специальных персональных данных – абзац шестнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона).

В нашем офисе на этажах установлено видеонаблюдение. Должен ли наниматель в этом случае брать у работников согласие на обработку персональных данных?

Если необходимость использования видеонаблюдения напрямую не предусмотрена законодательными актами, оно может использоваться только с согласия субъектов персональных данных либо для выполнения обязанностей, вытекающих из законодательных актов.

К числу таких обязанностей могут быть отнесены:

  • обеспечение реализации нанимателем возложенных на него Трудовым кодексом обязанностей, к примеру, для обеспечения трудовой дисциплины;
  • обеспечение охраны физических лиц, имущества нанимателя от противоправных посягательств.
  • Работники и посетители должны быть проинформированы о видеонаблюдении с помощью специальных информационных табличек, размещенных на территории, где оно ведется.

Не допускается использование видеонаблюдения для наблюдения за местами, которые являются частью личной сферы жизни работников.

Подробно в п. 7 Рекомендаций Центра.

Может ли наниматель направлять работникам расчетные листки через приложение банка? Должен ли работник давать свое согласие на это?

Статьей 80 Трудового кодекса Республики Беларусь нанимателю предоставлено право утверждения формы расчетного листка.

В этой связи выдача нанимателем расчетных листков работникам с использованием приложения обслуживающего банка не противоречит требованиям Закона о защите персональных данных и не требует получения согласия работников, если наниматель определил в локальных актах, что выдача расчетных листков осуществляется в электронном виде, и утвердил форму расчетного листка с указанием сведений, предусмотренных законодательством о труде.

Можно ли работникам хранить на компьютере электронные копии документов организации и когда их нужно удалять?

На персональных компьютерах, в общих сетевых ресурсах, на бумажных носителях у работников могут накапливаться материалы, послужившие основанием для разработки документов, а также их копии, проекты писем и др.

После истечения сроков хранения документов эти материалы, копии документов, проекты писем и др. также подлежат удалению.

В нашу компанию поступил запрос организации с требованием предоставить персональные данные работников (ФИО, должность, место жительства). Как следует поступить в такой ситуации?

Предоставление персональных данных (ПД) третьим лицам должно осуществляться оператором только при наличии правовых оснований.

Запрос организации должен содержать указание на правовые основания для получения ей информации, цель обработки, а также содержание и объем запрашиваемых ПД. Указание общих положений (например, служебная необходимость) не является надлежащим правовым основанием для предоставления запрашиваемых сведений.

Обращаем внимание, что информация о предоставлении ПД третьим лицам подлежит учету оператором для надлежащей реализации права субъекта ПД на получение информации о предоставлении его ПД третьим лицам (статья 12 Закона), что в отсутствие надлежащим образом оформленного письменного запроса представляется невозможным.

Можно ли обязать всех работников организации при прохождении проходной использовать систему контроля трезвости?

Нет.

Наниматели осуществляют проведение освидетельствования согласно утвержденным перечням работ (профессий рабочих) организации, при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование. Освидетельствование в отношении иных работников проводится в случаях, когда в отношении них имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения (пункт 3 Инструкции о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работников, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г.  № 116/119).

Проведенный анализ положений законодательства свидетельствует о том, что правовые основания для ежедневной постоянной обработки персональных данных работников, не включенных в названные перечни, отсутствуют.

В штате нашей компании работает психолог, который проводит тестирование сотрудников, к примеру, на выявление уровня стресса и профессионального выгорания. Имеет ли он право сообщать результаты психологической диагностики, содержащие персональные данные сотрудников, директору организации?

Нет. В соответствии с Законом о защите персональных данных в случае, если законодательным актом, устанавливающим правовой режим охраняемой законом тайны, предусматриваются особенности обработки персональных данных (ПД), входящих в состав охраняемой законом тайны, применяются положения этого законодательного акта.

Законом об оказании психологической помощи определено, что информация, полученная при оказании психологической помощи, а также факт обращения за ее оказанием являются профессиональной тайной, охраняемой Законом.

Документация психолога об оказании психологической помощи применяется только для служебного пользования.

Сведения, составляющие профессиональную тайну, могут быть сообщены психологом третьим лицам только с согласия гражданина, обратившегося за оказанием помощи, или его законного представителя (за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и четвертой 15 статьи Закона)

При удержании алиментов на основании письменного заявления лица, уплачивающего их, наниматель осуществляет обработку указанных в заявлении персональных данных бывшей супруги. Нужно ли получать ее согласие на обработку персональных данных?

Частью первой статьи 105 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье предусмотрена обязанность нанимателя, выплачивающего заработную плату, как на основании исполнительного листа, так и на основании письменного заявления лица, уплачивающего алименты, ежемесячно удерживать из его заработной платы денежные суммы установленных размеров с учетом ограничений, предусмотренных законодательными актами, и выплачивать (перечислять на счет, переводить по почте за счет средств лица, уплачивающего алименты) не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и осуществления других выплат лицу, указанному в заявлении или исполнительном листе.

Учитывая, что необходимость указания сведений о лице, которому осуществляется перечисление удержаний, вытекает из положений законодательного акта, а рассматриваемые правоотношения возникают в процессе трудовой деятельности заявителя, обработка персональных данных, указанных в заявлении лица, уплачивающего алименты, осуществляется на основании абзаца восьмого статьи 6 Закона без согласия субъектов персональных данных.

Можно ли при приеме гражданина на работу потребовать от него предоставления сведений из единого государственного банка данных о правонарушениях (далее – ЕГБДП) или запросить такие сведения с его согласия?

Сведения из ЕГБДП в отношении кандидатов на трудоустройство могут быть запрошены (истребованы у кандидата) только если запрос (предоставление) таких сведений предусмотрен законодательным актом либо законодательным актом установлены ограничения в связи с привлечением кандидатов на трудоустройство к административной и (или) уголовной ответственности.

Примеры.

Обязанность нанимателя запрашивать сведения из ЕГБДП в отношении кандидатов на руководящие должности при приеме на работу в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, предусмотрена частью второй пункта 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 ”Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций“.

Частью первой статьи 14 Закона Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 175-З ”Об охранной деятельности в Республике Беларусь“ установлен запрет на прием на работу в военизированную охрану граждан, имеющих судимость.

В иных случаях с учетом требований к обработке персональных данных, предусмотренных статьей 4 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З ”О защите персональных данных“, обработка таких сведений независимо от факта наличия (отсутствия) согласия субъекта персональных данных является избыточной и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 23.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Избыточную обработку персональных данных также влечет получение нанимателем сведений обо всех случаях привлечения кандидата на трудоустройство к административной и (или) уголовной ответственности в ситуациях, когда законодательными актами при приеме на работу устанавливаются ограничения в связи с привлечением к ответственности за совершение определенных (конкретных) правонарушений (преступлений).

Пример.

В соответствии с абзацем пятым части четвертой статьи 170 Жилищного кодекса Республики Беларусь местный исполнительный и распорядительный орган отказывает в согласовании кандидатуры на должность председателя правления организации собственников, если кандидат ранее совершил умышленное преступление, судимость за которое не снята и не погашена.

Соответственно, для принятия решения о согласовании из ЕГБДП могут быть запрошены только сведения о совершении кандидатом на работу умышленных преступлений, судимость за которые не снята и не погашена.

Может ли наниматель установить камеру видеонаблюдения на рабочем месте работника?

Такое видеонаблюдение допускается лишь при наличии специфических обстоятельств, требующих постоянного контроля за деятельностью работника. При этом контроль за деятельностью и поведением работников не может выступать в качестве единственной цели использования видеонаблюдения.

Например, видеонаблюдение за работниками на рабочих местах может иметь место при наличии высокой степени рисков, связанных с опасными условиями труда (на строительных площадках, иных травмоопасных производствах и т.п.), работе с материальными ценностями (кассиры на торговых объектах, в банках и т.п.) или связанной с непрерывным обслуживанием клиентов.

В то же время видеонаблюдение за офисными работниками, работа которых не обременена подобными факторами, или выборочно на рабочих местах отдельных (конкретных) работников, выполняющих аналогичные функции, не соответствует требованиям статьи 4 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З ”О защите персональных данных“.

В целях обеспечения принципа прозрачности обработки персональных данных (пункт 6 статьи 4 Закона) в организации должно быть разработано Положение о видеонаблюдении, в котором  следует отразить цель видеонаблюдения, места размещения камер и пространство, которое они охватывают, срок хранения видеозаписи и иную информацию, необходимую для обеспечения прозрачности процесса обработки персональных данных, в том числе информацию о праве работника на получение персональных данных (в данном случае в форме видеозаписи) при реализации права на получение информации, касающейся обработки персональных данных, предусмотренного статьей 11 Закона.

Работники должны быть письменно проинформированы об установлении системы видеонаблюдения до начала ее применения. Кроме того, на территории, где ведется видеонаблюдение, должны быть установлены специальные информационные знаки (таблички).

Работник при подаче заявления на оказание материальной помощи приложил к нему документы, подтверждающие наличие оснований для ее оказания. Может ли наниматель в рассматриваемой ситуации снять копии этих документов и приложить их к приказу?

Да, может. Статьей 4 Закона установлены общие требования к обработке персональных данных, обязательные к исполнению всеми операторами и уполномоченными лицами.

Согласно пункту 2 указанной статьи обработка персональных данных должна быть соразмерна заявленным целям их обработки и обеспечивать на всех этапах такой обработки справедливое соотношение интересов всех заинтересованных лиц. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям их обработки и не должны быть избыточными по отношению к ним (пункт 5 статьи 4 Закона).

Так, в случае если прилагаемые копии документов являются основанием для издания распорядительных документов, оператор может их изготавливать, приобщать к распорядительным документам и хранить их в течение установленного законодательством срока.

Что касается копии документа, удостоверяющего личность, то с разъяснениями по ее изготовлению можно ознакомиться на сайте Центра.

Может ли наниматель при приеме на работу гражданина запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы? На каких правовых основаниях могут обрабатываться эти персональные данные лиц-соискателей на трудоустройство?

Может.

Право нанимателя запрашивать характеристику с предыдущих мест работы предусмотрено статьей 26 ТК и пунктом 11 Декрета Президента № 5. В случае, когда лицо претендует на занятие должности в государственном органе (организации), наниматель обязан запросить такую характеристику.

Правовым основанием обработки персональных данных лиц-соискателей на трудоустройство при запросе и выдаче на них характеристики выступает абзац двадцатый статьи 6 Закона.

В случае, если у работника не было ранее работы по трудовому договору (был учащимся, студентом, индивидуальным предпринимателем, проходил военную службу и др.), характеристики не запрашиваются.

Обработка персональных данных в сфере образования

В Центр обратились родители учеников минских школ, которым предложили подписать согласие на обработку персональных данных для изготовления билета учащегося. Необходимо ли получать согласие в данном случае?

Частью второй пункта 2 статьи 29 Кодекса об образовании установлено, что если выдача документов, подтверждающих статус обучающегося, не является обязательной в соответствии с Кодексом, решение о выдаче таких документов принимается руководителем учреждения образования.

В силу предоставленных законодательным актом полномочий или при принятии решения о внедрении в учреждении образования билета учащегося, учреждение образования организует процесс обработки персональных данных в целях его оформления. В этой связи обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных (его законных представителей) на основании абзаца двадцатого статьи 6 Закона.

При подключении к билету учащегося иных функций, то в зависимости от целей их осуществления и объема обрабатываемых в связи с этим персональных данных, правовым основанием обработки персональных данных может выступать согласие субъекта персональных данных, если подключение соответствующих функций осуществляется учреждением образования.

Если подключение дополнительных функций осуществляется учащимся или его законными представителями самостоятельно, вопрос наличия правового основания в связи с этим должен определяться в каждом конкретном случае оператором, предлагающим соответствующие услуги.

Подаю документы для поступления моего ребенка в 1-й класс школы. Наряду с заявлением, предоставлением свидетельства о рождении ребенка, медицинской справки, свидетельствующей о готовности ребенка к обучению в школе, меня просят заполнить и подписать согласие на обработку персональных данных моего ребенка. Указанные цели – осуществление обучения и воспитания, обеспечение охраны здоровья. Должен ли я подписывать такое согласие?

В большинстве случаев обработка учреждениями образования персональных данных (ПД) при организации обучения осуществляется без согласия субъектов ПД (их законных представителей) в силу требований законодательных и принятых на их основании иных нормативных правовых актов (статья 6 Закона о защите персональных данных).

При зачислении ребенка в школу согласие на обработку ПД ребенка не требуется, поскольку в статье 159 Кодекса об образовании установлены общие требования к приему лиц для получения общего среднего образования.

Соответствует ли законодательству о персональных данных размещение учреждением образования у себя на официальном сайте ФИО моего ребенка среди лиц, зачисленных для получения образования, если согласие на такую обработку не предоставлялось?

Да.

Пунктом 3 статьи 55 Кодекса об образовании установлено требование для учреждений образования размещать списки обучающихся, принятых (зачисленных) для получения образования, в доступных для ознакомления местах либо в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте.

Правовым основанием в данном случае является абзац двадцатый статьи 6 Закона, и получение согласия здесь не требуется.

Хочу записать ребенка на кружок по рисованию, а у меня требуют предоставить копию свидетельства о рождении моего ребенка и копию моего паспорта для целей заключения договора платных образовательных услуг. Правомерны ли действия сотрудников учреждения дополнительного образования детей и молодежи?

Правомерны ли действия сотрудников учреждения дополнительного образования детей и молодежи?

Ответ: В полномочия учреждения дополнительного образования детей и молодежи не входит сбор и хранение копий свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность.

В силу пункта 5 статьи 4 Закона о персональных данных содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям их обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Следовательно, такие действия являются избыточной обработкой персональных данных, что является нарушением пункта 5 статьи 4 Закона.

Можно ли на сайте учреждения образования размещать фото учащихся? Нужно ли в этом случае брать согласие на обработку персональных данных?

В данном случае Центр рекомендует  руководствоваться Положением о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645.

Размещение по решению руководителя учреждения образования на интернет-сайте, в соцсетях школы фотографий и видеозаписей с изображением участников мероприятия (в том числе несовершеннолетних) без получения их согласия в рамках новостного контента, освещения  мероприятий не является нарушением Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З ”О защите персональных данных“.

Но важно помнить о соразмерности обработки ПД и исключении избыточности обработки этих данных. К примеру, если съемка производится на публичном мероприятии или в месте, открытом для свободного посещения, изображение ребенка не должно быть основным объектом на снимке, фотография должна отражать именно проводимое мероприятие.

В случае, если акцент делается на изображении ребенка, то для размещения такого фото или видео необходимо получать согласие участника мероприятия (в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет – согласие одного из его законных представителей).

При проведении профориентации учащиеся школы оставили свои контакты и личные данные представителю вуза для связи по вопросам информирования о поступлении в данное учреждение образования. Требуется ли получать у учащихся или их законных представителей согласие на такую обработку персональных данных?

Нет, не требуется.

Правовым основанием такой обработки будет выступать абзац пятнадцатый статьи 6 Закона о защите персональных данных (персональные данные получены для целей проработки вопроса о последующем заключении договора о подготовке специалиста с высшим образованием).

Обработка персональных данных в сфере здравоохранения

В организацию здравоохранения поступил запрос от организации с просьбой предоставить информацию о нахождении на лечении их работника для определения уважительности причины его отсутствия на работе. Вправе ли организация здравоохранения предоставить такие сведения?

В соответствии с абзацем двенадцатым статьи 1 Закона сведения о состоянии здоровья являются специальными персональными данными. Законодательством не предусмотрено предоставление такой информации без согласия субъекта персональных данных в рассматриваемой ситуации.

Нужно ли обязательно подписывать согласие на обработку персональных данных при обращении в поликлинику или иное учреждение здравоохранения?

В соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 8 Закона о защите персональных данных обработка специальных персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в целях организации оказания медицинской помощи при условии, что такие персональные данные обрабатываются медицинским, фармацевтическим или иным работником здравоохранения, на которого возложены обязанности по обеспечению защиты персональных данных и в соответствии с законодательством распространяется обязанность сохранять врачебную тайну.

Таким образом, для целей оказания медицинской помощи согласие пациента получать не требуется.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 3 Закона предусмотрено, что в случае, если законодательным актом, устанавливающим правовой режим охраняемой законом тайны, предусматриваются особенности обработки персональных данных, входящих в состав охраняемой законом тайны, применяются положения этого законодательного акта.

В части тринадцатой статьи 44 Закона о здравоохранении установлено, что при формировании электронной медицинской карты пациента, информационных систем, информационных ресурсов, баз (банков) данных, реестров (регистров) в здравоохранении согласие, отзыв согласия на внесение и обработку персональных данных пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 Закона о здравоохранении, информации, составляющей врачебную тайну, отказ от их внесения и обработки оформляются на бумажном носителе или иным способом, не запрещенным законодательством, по формам и в порядке, установленным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 июня 2021 г. № 74 ”О формах и порядке дачи и отзыва согласия на внесение и обработку персональных данных пациента“.

Следовательно, при формировании электронной медицинской карты пациента, информационных систем, информационных ресурсов, баз (банков) данных, реестров (регистров) организациям здравоохранения необходимо руководствоваться положениями Закона о здравоохранении и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами и получать согласие пациента для этих целей.

Если же обработка персональных данных осуществляется организацией здравоохранения только на бумажных носителях, то такое согласие получать не требуется.

Может ли наниматель предоставлять медорганизациям список работников, подлежащих профилактической вакцинации против гриппа в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок?

Нет. Обработка персональных данных без согласия человека возможна лишь в случаях, предусмотренных статьей 6 и пунктом 2 статьи 8 Закона о защите персональных данных.

Предоставление нанимателем медорганизации списка работников, подлежащих вакцинации, к таковым не относится.

Отметим также, что отношения по вакцинации возникают между пациентом и организацией здравоохранения (в лице ее медицинских работников) и не требуют обязательного  участия в обработке ПД третьей стороны (в данном случае – нанимателя).