Ранее мы рассказывали о том, что Институтом социологии Национальной академии наук Беларусь по инициативе Национального центра защиты персональных данных проводился опрос с целью выявления проблемных аспектов защиты персональных данных.
В числе респондентов были граждане, проживающие в разных городах Беларуси, в том числе г. Минске и областных центрах, а также в сельской местности, и представители организаций, осуществляющих свою деятельность в регионах Беларуси и столице.
Белорусы отвечали на вопросы, касающиеся обеспечения их прав и свобод при обработке персональных данных, а работники организаций – о принимаемых мерах защиты обрабатываемых персональных данных.
Результаты опроса помогли получить обратную связь об оценке восприятия гражданами и организациями уровня обеспеченности защиты персональных данных при их обработке, выявить и проанализировать проблемные аспекты в сфере защиты данных.
1. Значимость персональных данных
Большинство респондентов (75,8 %) высоко ценят значимость личной информации, при этом из них 45,7 % придерживаются мнения о возможности защиты персональных данных, а 30,1 % опасаются невозможности их защиты в современных условиях. Следует отметить, что 15,3 % респондентов не осознают значимости защиты персональных данных: воспринимают их как просто информацию о себе (12,2 %) и не придают им никакой ценности (3,1 %).
2. Политика обработки персональных данных
Более половины опрошенных (56,5 %) с той или иной периодичностью при использовании Интернет-сервисов, требующих предоставления персональных данных, знакомятся с Политикой обработки персональных данных. Каждый четвертый (24,9 %) читает ее всегда, а каждый третий респондент (31,6 %) – время от времени.
Не знакомится с текстом Политики (26,6 %) опрошенных. Не читают Политику обработки персональных данных респонденты по двум причинам: не считают это нужным (9,8 %) или не понимают сути (16,8 %).
3. Согласие на обработку персональных данных
Более половины опрошенных (57,5 %) имеют опыт предоставления согласия на обработку своих персональных данных за последние 12 месяцев, при этом каждому третьему респонденту (33,0 %) не приходилось давать такого согласия. Почти каждый десятый (9,5 %) затруднился с ответом.
Актуальным вопросом является возможность отказа от согласия на обработку персональных данных. Так, каждый четвертый респондент (25,8 %) воспользовался своим правом отказаться предоставлять свои персональные данные. В то же время основная часть респондентов не сталкивалась с ситуациями, в которых у них была необходимость воспользоваться данным правом за последний год (60,2 %).
4. Наиболее частые нарушения
Так, с телефонными звонками с предложениями различных товаров и услуг без их согласия сталкивалось 63,3 % опрошенных, а с рассылкой рекламных сообщений (спама) на мобильный телефон или электронную почту без их согласия – 58,8 %.
Реже встречаются на практике, но несут в себе гораздо больше угроз действия, в которых имеют место признаки состава правонарушений или преступлений: мошенничество с банковскими картами, электронными деньгами, СМС-оплатой, которому подвергались 16,9 % опрошенных, а также взлом социальных сетей и распространение персональных данных, с которым столкнулись 15,8 %. Отдельной проблемой является публикация персональных данных без разрешения, но она в Беларуси встречается не так часто: на это указали 5,4 % опрошенных: 4,0 % столкнулись с опубликованием персональных данных в Интернете, а 1,4 % – в других СМИ (кроме Интернета).
5. Уровень осведомленности
Уровень осведомленности населения по вопросам нормативного правового регулирования защиты персональных данных является умеренным: 44,7 % опрошенных белорусов знают о принятии в мае 2021 года Закона Республики Беларусь «О защите персональных данных». Поляризация мнения (с учетом того, что 47,1 % указали на незнание такого закона, а 8,2 % респондентов затруднились с ответом) говорит, что население скорее находится на стадии знакомства с работой правовой системы, регулирующей данный вопрос.
Результаты соцопроса позволяют наметить направления дальнейшего развития сферы защиты персональных данных
- Ввиду того, что треть респондентов опасаются невозможности защиты персональных данных в современных условиях, необходимо уделить должное внимание реализации обязательных мер по защите персональных данных в организациях.
- В связи с тем, что каждый шестой участник соцопроса отметил сложности в понимании сути изучаемых политик обработки персональных данных, операторам необходимо обратить внимание на ясное и доступное изложение таких документов, в том числе на Интернет-ресурсах организаций.
- Относительно обеспокоенности граждан в связи с ”агрессивной рекламой“ (телефонные звонки с предложениями различных товаров и услуг, рассылкой сообщений (спама) на мобильный телефон или электронную почту без их согласия) необходимо принятие дополнительных мер недопущению таких случаев со стороны операторов и обеспечению распространение рекламы посредством телефонной электросвязи, электронной почты только с согласия субъекта персональных данных.
- Важно обратить внимание на повышение осведомленности населения о законодательстве о персональных данных, прежде всего о правах, предоставленных Законом. Это будет способствовать привлечению внимания к вопросам защиты ”личного пространства“ каждого человека и формированию в обществе социальной ценности персональных данных.