На прошедшем белорусском форуме по управлению интернетом IGF-2024 участники обсуждали основные IT-тренды, защиту персональных данных, кибербезопасность, влияние интернета на разные категории людей и изменение медиаландшафта.
Одна из секций не оставила равнодушным тех, у кого есть дети. На ней обсуждались важные аспекты онлайн-безопасности подростков:
- dark patterns в социальных сетях,
- цифровая зависимость,
- защита приватности,
- угрозы для несовершеннолетнего интернет-юзера.
Эту тему под разным углом зрения обсуждали эксперты:
Ольга Шибко, заместитель начальника управления образовательных услуг и связей с общественностью Национального центра защиты персональных данных,
Павел Климято, заместитель начальника кафедры обеспечения цифрового развития предварительного следствия Института повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Республики Беларусь,
Марковская Анастасия, ведущий юрисконсульт ООО ”Куфар Тех“,
Катерина Коврова, практикующий семейный психолог, руководитель семейного проекта ”OFFLINECAMP“.
О том, какие угрозы для несовершеннолетних существуют в Интернете и как научить детей безопасному поведению рассказала Ольга Шибко.
– Интернет, несомненно, стал неотъемлемой частью современной жизни, но его темная сторона таит в себе множество опасностей, особенно для детей и подростков, которые должны расти и развиваться в безопасной среде, даже если эта среда виртуальная, – отметила представитель Центра.
Эксперт рассказала о том, какие угрозы существуют для персональных данных несовершеннолетних в Интернете:
- Взлом или кража аккаунта, где переписка с друзьями кладезь информации, которой можно воспользоваться в мошеннических целях.
- Распространение фото, видео в соцсетях. Многие дети, да и взрослые не знают, что распространение информации о частной жизни и обработка персональных данных осуществляются с согласия человека, если иное не установлено законодательными актами. Это норма статьи 18 Закона ”Об информации, информатизации и защите информации“.
- Дети на просторах сети могут встретится с шантажом и буллингом. К примеру, в интернете периодически появляются сервисы на основе искусственного интеллекта, которые могут ”раздеть“ человека. Дети забавы ради или с целью травли загружают в эти сервисы фотографии знакомых или одноклассников. Последним же приходится сталкиваться с серьезным психологическим давлением со стороны сверстников или взрослых.
- Манипуляции сознанием, формированием искаженных трендов красоты. В соцсетях легко стать лучшей версией себя. Маски и фильтры помогают подросткам выглядеть привлекательнее, но в то же время это порождает нереалистичные стандарты. Фильтры в Snapchat и Instagram вызывают новый вид психического расстройства, при котором люди испытывают чрезмерное беспокойство по поводу своего внешнего вида. ”Snapchat дисморфия“.
- Опасные тренды на платформах часто связаны с различными челленджами: обливанием холодной водой, свисанием с крыш многоэтажек, движением ”зацеперов“.
- Социальные сети всё чаще становятся для детей местом общения с сомнительными личностями, которые под разными предлогами завоевывают детское доверие. Нередко именно в соцсетях своих юных жертв находят мошенники. Они создают ложные профили, используя украденные фотографии или созданные с помощью нейросетей реалистичные изображения, чтобы завоевать доверие жертвы. А далее сценарии могут быть различными: от получения конфиденциальной информации, фото, видео и до распространения вредоносного ПО и вымогательства.
- Публикация избыточной информации о себе в сети. Зачастую, дети не понимают всей опасности ситуации и ”постят“ в соцсетях о себе и своих близких море информации, фото и видео, что в свою очередь является почвой для дальнейших различного рода манипуляций.
Также Ольга Шибко рассказала, что более 75 % родителей выкладывают фото и видео своих детей в социальных сетях, у 8 из 10 родителей есть подписчики, с которыми они не знакомы.
Участники секции обсудили возрастные ограничения, установленные соцсетями и платформами.
Так, ”ВКонтакте“ не дает указать возраст младше 14 лет, хотя никак не проверяет предоставляемую пользователем информацию. То есть ребёнок может без каких-либо проблем завысить возраст при регистрации.
Начинающие видеоблогеры официально не могут зарегистрировать аккаунт в YouTube до достижения возраста 13 лет. Обойти ограничение, указав при регистрации любой год рождения, также ничто не мешает. Аналогичный минимальный возраст установлен и для регистрации в TikTok.
Ольга Шибко рассказала, что в 2018 году Европейский парламент принял закон, запрещающий регистрацию детей младше 14 лет в социальных сетях без согласия опекунов, а в одном из штатов США детям и подросткам младше 18 лет запрещается пользоваться социальными сетями с 22:30 до 6:30.
Также участники форума обсудили, что Правительство Австралии внесло в парламент законопроект, направленный на запрет соцсетей для детей младше 16 лет.
Эксперт в сфере защиты персональных данных Анастасия Марковская рассказала про dark patterns в социальных сетях. Так, манипулятивный дизайн интерфейса в приложении TikTok, который использовался его разработчиком во второй половине 2020 года, привел к тому, что очень большое количество пользователей (преимущественно дети) регистрировали публичный аккаунт, в котором размещенный контент по умолчанию становился доступен всем пользователям сети Интернет, что способствовало большему вовлечению пользователей и обмену информацией на платформе.
Из-за такой логики дизайна окна регистрации нового аккаунта дети-пользователи не могли в полной мере осознавать последствия такого выбора, что является нарушением принципа справедливости (статья 5 GDPR), – подчеркнула эксперт.
Она пояснила, что аналогичное требование к обработке персональных данных также предусмотрено п. 2 статьи 4 Закона ”О защите персональных данных“.
Вышеописанный факт, а также иные выявленные нарушения Ирландским надзорным органом по защите персональных данных в приложении TikTok, стали причиной наложения на компанию TikTok Technology Limited штрафа в размере 345 миллионов евро.
Психолог Катерина Коврова, рассказала, что на приеме современные родители часто жалуются на отсутствие связи с детьми, которые увлечены лишь гаджетами. Цифровая эпоха сильно повлияла на детско-родительские отношения. Исследования показывают, что женщины в декрете проводят в интернете от 4 до 8 часов в день, вытесняя живое общение.
Родителям стоит внедрить правила ”цифровой гигиены“ и показать пример своим детям.
Советы психолога:
- Прежде чем взять телефон, спросите себя: ”Это мне действительно нужно?“
- Не пользуйтесь телефоном за час до сна и после пробуждения.
- Если работа связана с интернетом, добавьте физические активности в ежедневный распорядок.
- Выделите один вечер в неделю для совместного времяпрепровождения с ребенком без гаджетов.
Как научить детей безопасному поведению в интернете?
Существует множество причин, по которым дети хотят и должны использовать интернет: от выполнения школьных заданий до посещения виртуальных мероприятий, внеклассного обучения и интерактивных игр с друзьями. Интернет – это богатый ресурс и интересное место для общения, если дети и подростки знают, как использовать его безопасно и избегать потенциальных угроз.
Безопасность в интернете достигается постоянными разговорами с детьми о том, как и для чего используется интернет, и знанием, как обеспечить их защиту.
Понимание того, почему дети выходят в интернет, с кем они там взаимодействуют и какие сайты посещают, очень важно для обеспечения их безопасности. Родителям следует научить ребенка не раскрывать личную информацию в Сети.
Кроме того, важно объяснить, что нельзя открывать подозрительные ссылки или вложения и общаться с незнакомыми людьми.
Также крайне важно информировать их о рисках, связанных интернетом, о безопасном и вежливом общении в интернете и о действиях в случае, если они столкнулись с чем-то неуместным.
Обучение цифровой грамотности и критическому мышлению – это необходимые меры защиты детей в онлайн-мире. Важно помнить, что профилактика – это лучший способ справиться с проблемой кибербуллинга и интернет-шантажа.
Проекты по формированию навыков безопасного поведения в интернете и защите персональных данных для школьников и студентов реализует и Национальный центр защиты персональных данных. И здесь нет стандартных лекций, но есть квизы, квесты, презентации, ролики и ”вредные советы“ о безопасности персональных данных. Актуальные материалы для детей, родителей и педагогов размещены на официальном сайте Центра в разделе ”Детям о персональных данных“.